Подбор дутьевой горелки является ответственным этапом создания тепловой установки, решающим образом, определяющим эффективность и надёжность котла. Это относится к любым типам котлов с факельным сжиганием топлива, но для потребителей тепловой энергии актуально «на практике» только при использовании наддувных котлов, поставляемых изготовителями, как правило, без горелок, лишь с общими рекомендациями по их монтажу и обслуживанию. Подбор горелок можно схематически разложить на следующие этапы:
- Проверка совместимости рабочего топлива горелки с соответствующими рекомендациями изготовителя котла. Так, например, если изготовитель указывает в качестве рабочего топлива лишь газообразное и лёгкое жидкое, едва ли целесообразно использовать такой котёл для работы на «мазуте М100» или «отработке».
- Для газовой горелки рабочее давление на входе в горелку должно соответствовать располагаемому давлению газа в котельной. Например, многие газовые горелки F.B.R. (Италия) изготавливаются лишь на низкое давление газа (до 50мбар) в горелке, и с допустимым давление перед газовым клапаном до 200мбар, поэтому для работы на входном давлении 300мбар такие горелки должны быть оборудованы дополнительным стабилизатором давления 500/200мбар.
- Проверка соответствия паспортных «экологических» характеристик горелки (уровень выбросов NOx, звуковое давление) соответствующим параметрам, предусмотренным техническим заданием на проектирование установки. Например, для крышной котельной административного или жилого здания следует использовать мало-шумный тепловой агрегат, конденсационный котёл с инфракрасной газовой горелкой или обычный отопительный котёл с плавно-двухступенчатой горелкой, работающей без звукового «толчка» при переходе на максимальную мощность.
- Номинальная тепловая (по топливу) мощность горелки должна быть больше номинальной мощности котла. Не следует принимать слишком большую разницу этих величин, тем самым «переплачивая» за неиспользуемый «запас» мощности горелки. Оптимальная величина «запаса» должна учитывать только вероятность работы котла с некоторой «перегрузкой» сверх паспортной номинальной (допускается изготовителями жаротрубно-дымогарных котлов порядка 5… 10%)
- Давление, развиваемое вентилятором горелки в номинальной «рабочей точке» ее напорной характеристики, должно быть больше номинального сопротивления котла «по газовой стороне». Запас давления горелки должен учитывать возможность «эксплуатационного» роста газового сопротивления котла из-за «заноса» тракта продуктов сгорания. В этом плане особое внимание следует уделять котлам, работающим на жидком топливе, особенно чугунным наддувным, чистка которых от сажи весьма трудоёмка.
- Проверка соответствия размеров факела, его длины и максимального диаметра, размерам топочной камеры. Она подразумевает исключение контакта факела - зоны сжигания топлива с ограждающими стенами топки, предотвращая:
- контакт продуктов неполного сгорания с водоохлаждаемой стенкой и, следовательно, резкое снижение их температуры и ухудшение догорания; контакт коррозионноактивных продуктов газификации жидкого топлива (например, H2S при работе на сернистом топливе) с водоохлаждаемой стальной поверхностью, результатом чего будет сернистая коррозия поверхностей нагрева стального котла (см. выше «низкотемпературная коррозия ...»);
- «тепловой» контакт факела с неводоохлаждаемой стенкой котла (торцевая стенка задней поверхностной газовой камеры многих трёхходовых котлов) с последующим локальным перегревом металла. Последний усугубляется активным накипеобразованием в этой «горячей» области с водяной стороны и, следовательно, прогрессирующим ростом температуры металла с последующим образованием так называемых «отдулин».
- Проверка соответствия длины воздушного патрубка-«сопла» горелки рекомендациям изготовителя котла по расположению выходного «обреза» этого патрубка, а именно:
- для трёхходовых стальных и чугунных котлов, он должен лишь немного, всего на 5… 10 мм, выступать за внутреннюю плоскость тепловой изоляции крышки (двери) котла;
- для двухходовых стальных котлов, он должен заходить, не более чем на 50… 100 мм, в жаровую трубу относительно трубной доски, чтобы обеспечить её защиту от чрезмерного нагрева.
- Проверка /подготовка возможности крепления горелки к котлу. Для жаротрубно-дымогарных котлов требуется токарная «разделка» заглушки отверстия в передней двери под горелку, с которой обычно поставляется котёл. Для чугунных котлов может потребоваться необходимость изготовления переходного фланца, с разной «разметкой» крепёжных отверстий к котлу и горелке.
- И, в заключение, тщательная «забивка» кольцевого зазора между воздушным патрубком горелки и тепловой изоляцией передней двери котла (по всей длине этого канала!) «стандартным» (поставки изготовителя котла) керамическим жаростойким шнуром. Отсутствие тепловой изоляции этого зазора или использование для этой цели какого-либо вида тепловой изоляции для трубопроводов (например, асбестовых шнура или «пушёнки», с рабочей температурой (РД 34.26.601) не выше 400°С) категорически не допускается по причине большой вероятности недопустимого нагрева передней двери и повреждения деталей горелки, подверженных радиационному нагреву из топочной камеры, особенно опасному при отключении горелки.
Газовые и дизельные горелки европейских изготовителей создаются по общеевропейским нормам, с проверкой геометрических размеров их факела на специальных одноходовых камерах установленных, единых для всех изготовителей, размеров. Поэтому, для разных поставщиков горелок размеры их факела практически «автоматически» удовлетворяются для жаротрубно-дымогарных стальных и наддувных чугунных котлов известных европейских фирм, работающих на рынке РФ. Для импортных котлов остаётся лишь один «больной вопрос» - оценка надёжной работы котла при сжигании энергетического сернистого мазута типа М100. Соответствующие данные изготовителей «евро-горелок» по размерам факела для этого топлива, являющегося «исключительно российским» (cм. «жидкое топливо»), конечно же отсутствуют, поэтому эта задача может решаться только за счёт «опыта», если таковой имеется, изготовителя котла в виде его рекомендаций по ограничению, порядка 15… 20% и более, рабочей мощности котла при работе на М100 и учета соответствующих отечественных рекомендаций по борьбе с коррозией поверхностей нагрева котлов (cм. «низкотемпературная коррозия газового тракта»). Значительно труднее решается вопрос о совместимости импортных горелок с камерными топками отечественных котлов, изготовители которых обычно требуют согласования применения этих горелок для своей продукции. Некоторые крупные европейские поставщики горелок, например, Weishaupt, уже давно провели такую работу. Однако, в РФ остаётся ещё много «бесхозных» (без «хозяев» тех.документации) водотрубных котлов малой и средней мощности, требующих замены горелочных устройств ещё «советского» производства для повышения эффективности использования топлива или при переводе котлов на газ. Во многие «старые» камерные топки импортные горелки не «вписываются» прежде всего по длине факела, поэтому для них замена горелок может быть решена только за счёт снижения \ «дробления» их мощности. Такие решения предлагают, например, компании ECOFLAM и CIB UNIGAS (Италия) в виде блочных газовых или дизельных горелок, «сдвоенных» (по вертикали\ горизонтали) или «счетверённых» (по углам квадрата).
Горелки малой мощности обычно снабжены подвижным крепёжным фланцем, что позволяет «выставить» горелку в любой размер длины ее воздушного патрубка. Горелки средней и большой мощности поставляется уже с «жёстким» крепёжным фланцем, с разными типоразмерами (длины) смесительного узла и, соответственно, воздушного патрубка. Выбрав воздушный патрубок заведомо большей длины, нужная установка горелки достигается за счёт дополнительной сварной сборки в виде «катушки» - стальной трубы с двумя фланцами, стыкуемыми с посадочными фланцами котла и горелки.