Комбинированный (универсальный) котёл способен обеспечить теплоснабжение индивидуального жилого дома с помощью двух и более источников тепловой энергии, сочетание которых может быть самое разнообразное — разные виды твердого топлива, как с ручной, так и с «автоматизированной» загрузкой, «твердое-жидкое-электричество», «газовое-жидкое» и пр. Терминологически универсальный котел отличается от комбинированного только возможностью установки на первом сменных дутьевах горелок. Очевидно, что твёрдое топливо, как самое доступное и дешевое, является основным топливом комбинированного котла, поэтому, как правило, такой котёл конструктивно очень похож на твердотопливный стальной котёл с ручной загрузкой топлива в виде цельносварного аппарата призматической формы. Дополнительные источники тепла являются резервными -. предназначены для теплоснабжения дома при отсутствии твёрдого топлива (дутьевая горелка) или для работы отопительной установки, в умеренном «ночном» режиме, при «отсутствии кочегара» (электронагреватель). Такие комбинированные котлы, в своём большинстве, поставляются на российский рынок, скандинавскими фирмами. Имея климатические условия, сходные с нашими, они оборудуются горелкой, устанавливаемой или на загрузочную дверцу топки или, реже, на откидной её «двойник» и вмонтированным в водяной объем котла ТЭНом мощностью 6… 9 кВт со встроенным блоком управления. Эти котлы имеют ту же конструктивную «логику», что и отечественные твердотопливные котлы, а именно, они должны быть энергонезависимыми при работе на твёрдом топливе (ручная загрузка топлива, отсутствие вентиляторного «поддува» воздуха) и работать в составе отопительной установки с естественной циркуляцией (большое проходное сечение водяного объёма и присоединительные патрубки Ду 50). Естественно, что перевод котла на резервное топливо производится вручную и на резервном «топливе», требующем электропитания 220В\50Гц, котёл может работать и на принудительной циркуляции, для чего в его комплект входит циркуляционный насос.
Скандинавские комбинированные котлы являются однотопочными, т. е. резервное топливо (чаще всего, дизельное) сжигается в той же топочной камере, что и основное твёрдое. Поэтому размеры и конструктивные материалы их топок выбираются из условия обеспечения длительной и надежной работы котла на резервном топливе с сохранением его номинальной тепловой мощности.
На российском рынке встречаются и двухтопочные комбинированные котлы, изготавливаемые нашими «дальневосточными» соседями. «Логика» работы этих котлов совершенно иная – котёл полностью управляется электронным блоком-контроллером, автоматически включающим в работу резервную дизельную горелку при снижении температуры воды на выходе котла (отсутствии горения твёрдого топлива). Причём и при работе на твёрдом топливе контроллер «управляет» котлом, открывая-закрывая заслонку первичного воздуха. «Расцепить» эту заслонку с её приводом невозможно, т. е. с неработающим/неисправным контроллером такой котёл на твёрдом топливе работать не может. Поэтому приобретение для российских условий автоматизированного подобным образом комбинированного котла является достаточно спорным. Купить бойлер косвенного нагрева, баки для твердотопливного котла, запчасти можно в компании ТГВ.