офис
сервис 24 часа
  • 15 лет опыта
  • своя сервисная служба 24 часа
  • ремонт и обслуживание "день в день"
  • прямые поставки оборудования
Срочный ремонт

Жидкое топливо – углеводородное топливо, являющиеся продуктом переработки нефти. Сырая нефть сжигается в тепловых установках очень редко. В основном она используется для получения технически ценных продуктов: моторных масел, растворителей, сырья для химической промышленности и пр. В процессе переработки нефти (перегонки или крекинга) по мере нагрева, её переводят в газообразное состояние и отбирают всё более и более тяжёлые и, соответственно, более вязкие и труднее сгораемые углеводороды. Так, для получения бензинов (температура кипения 70-120 °С) используются углеводороды от C3H12 до C11H24. Остатки от перегонки – мазут содержит углеводороды от С19Н40 до С53Н108. Мазут также разделяют на фракции: дизельное топливо (т. н. «соляровое масло»), смазочные масла, вазелин. Из некоторых сортов нефти получают парафин. Самый тяжёлый остаток переработки нефти – гудрон, который применяется в дорожном строительстве.

Для гражданских целей, в т. ч. в теплоэнергетике, в РФ используются следующие основные типы жидких топлив:

  • дизельное топливо (ГОСТ 305-82), которое поставляется трёх видов;
  • Л (летнее), рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха не ниже 0 °С;
  • З (зимнее) – то же при температуре не ниже -20 °С;
  • А (арктическое) – то же при температуре не ниже -50 °С.

мазут топочный (ГОСТ 10585-99) марок М40 и М100 (М - малозольный). Температура застывания мазута зависит от содержания парафина в исходной нефти и составляет для М40 не выше 10… 25 °С и для М100 не выше 25… 42 °С. Вышеуказанным ГОСТом определяются величины содержания серы, в % по массе, - для дизельного топлива от 0,2… 0,5%, и для мазута марок М40 и М100 от 0,5 до 3,5%.

Для бытовых тепловых установок также может использоваться топливо печное светлое (ТУ 38.101656-2005), по своей вязкости, т. е. условиям распыливания и, соответственно, пригодности стандартных дизельных горелок, практически не отличающееся от дизельного топлива по ГОСТ 305-82. Однако такое топливо («по ТУ») нуждается в постоянном контроле его качества, прежде всего — содержания воды и твердых примесей.

В последние годы в РФ пришла «мода» на использование в качестве «топлива» отработанного моторного масла («отработки»). Естественно, что широкое использование автомобильного транспорта вызывает необходимость утилизации этого «отхода» их эксплуатации, которая возможна только «огневым способом», т. е. сжиганием. Если минеральное моторное масло в своей основе является углеводородным, то синтетическое к «топливу» не может быть отнесено ни при каких условиях -  в чистом виде, без значительного разбавления дизельным топливом, оно вообще не горит. Следует также иметь в виду, что стандартные отопительные котлы имеют водоохлаждаемую камеру сгорания с температурой стенки не выше 50… 70 °С, при которой эффективное сжигание «отработки» практически невозможно -  неизбежны интенсивное нагарообразование на стенках топки и дымогарного пучка, требующее регулярной чистки котла, и явное «дымление» дымовой трубы. Поэтому привлекательное по «ценовым соображением» использование «отработки» в качестве топлива в индивидуальном секторе крайне нецелесообразно. При необходимости использовать «отработку», параллельно с её утилизацией (в автохозяйствах и пр.) и для целей отопления производственных помещений, следует ориентироваться только на специальное котельное оборудование – комплекты «котёл+горелка», предназначенные именно для сжигания «отработки». Компания «ТГВ», в частности, имеет положительные отзывы на такое использование бытовых котлов RECAL фирмы UNICAL, мощностью 21… 70 кВт, имеющих «горячую» камеру сгорания, в которой исключена возможность контакта жидкого топлива с водоохлаждаемой стенкой (см.ниже «низкотемпературный котел») .

Применительно к топочному мазуту в нашей стране накоплен достаточный, более чем полувековой опыт сжигания М100 в энергетических котлах с камерными топками. Для жаротрубно-дымогарных котлов, тем более укомплектованных импортными мазутными или комбинированными «газ-мазут» горелками положительного опыта работы на М100 гораздо меньше. Во-первых, европейские сорта «мазута» соответствуют по своим характеристикам не российским топочным мазутам, а тяжёлому топливу для тихоходных двигателей или, максимум, маловязкому и малосернистому флотскому мазуту марок Ф5 и Ф12. Поэтому большинство европейских поставщиков котлов такого типа не имеют надёжного опыта сжигания М100 на своих котлах. Во---вторых, применительно к горелочным устройствам, только некоторые европейские производители, в частности SAACKE, OILON и ECOFLAM, указывают мазут М100 в качестве рекомендуемого топлива для поставляемых в РФ комплектов «горелка+топливное хозяйство». В этих условиях считаем целесообразным рекомендовать использование мазута М100 только на трёхходовых котлах, без «реверсии факела» в камере сгорания, при обязательном соблюдении рекомендаций их изготовителей по соответствующему снижению мощности котла и российских нормативных материалов РД 34.26.105-84 по борьбе с низкотемпературной сернистой коррозией при сжигании М100 (см. ниже «низкотемпературная коррозия газового тракта»).

Специалисты, занимающиеся установкой отопительных систем, советуют пользоваться высококачественным топливом. В таком случае ремонт котлов baxi и другого оборудования может вообще не понадобиться.